Воздушный флот Омского аэропорта
От Фоккеров до А330.

Каждое третье воскресенье августа в России отмечается

День воздушного флота.

Еще один профессиональный праздник всех, кто работает в авиации.

Мы посвящаем этот исторический материал всем воздушным судам, которые на протяжении 96 лет касались взлетно-посадочной полосы Омского аэропорта.

Fokker C – IV
C 1928 года
Омский аэропорт отсчитывает свою историю с 17 мая 1929 года, когда на воздушной почтовой линии Москва – Омск – Новосибирск – Иркутск состоялся первый рейс и начались регулярные полеты. Однако впервые шасси самолета коснулись взлетно-посадочной полосы Омского аэропорта в 1928 году, когда в наш город прилетели пять самолетов Fokker C-IV для опытной эксплуатации участка воздушной линии Свердловск – Новосибирск.

Вот какими характеристиками обладали эти самолеты, произведенные в Голландии:

Экипаж – 1 человек, пассажиры – 1 человек
Длина самолета – 9 метров, размах крыла – 12,7 метров
Средняя скорость – 140 км/час
Практический потолок – 4 300 метров
Дальность полета – 1 200 километров
АНТ-9
C 1931 года
19 января 1931 года для базирования самолетов «АНТ-9» в Сибирском управлении воздушных линий ВО ГВФ на самолете «АНТ-9» ВО ГВФ был выполнен перелет по маршруту Москва — Свердловск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск. В 1936 году на самолете «АНТ-9» СССР-Л118 вводится регулярный почтово-пассажирский рейс № 4 Новосибирск — Омск — Свердловск — Казань — Москва. Сохранились фотографии известного советского фотографа Георгия Зельмановича, который, будучи в Омске, запечатлел самолеты АНТ-9 на перроне Омского аэропорта. Также в Омском аэропорту побывал самолет с бортовым номером СССР Л101, на котором летчик-испытатель Михаил Громов совершил перелет Москва — Берлин — Париж — Марсель — Лондон — Париж — Берлин — Москва протяженностью свыше 9 тыс. км.

Характеристики самолета:
Разработчик – ОКБ им. А.Н. Туполева
Экипаж – 2 человека, пассажиры – 9 человек
Максимальная скорость на высоте – 180 км/час
Практический потолок – 5 100 метров
Дальность полета – 700 км.

Фотографии: Георгий Зельманович, архив Музея истории Омского аэропорта
P-5 (П-5)
С 1932 года
30 сентября 1932 года в 5 часов утра из Москвы вылетел самолет П-5 с целью «проведения инструктажа по подготовке к зимним воздушно-почтовым сообщениям на транссибирской воздушной магистрали».

Перелет прошел по маршруту Москва – Казань – Свердловск – Омск (1 октября 1932 года) – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Рухлово – Бочкарево – Хабаровск.
Несмотря на задержку в местах посадки с целью инструктажа местных работников, весь путь был преодолен за три дня. Причем, от Москвы до Омска экипаж добрался за один день.

Характеристики:
Разработчик – ОКБ им. Н.Н. Поликарпова
Экипаж – 2 человека
Длина самолета – 10,6 метров, размах крыла – 11,5 метров
Максимальная скорость на высоте – 225 км/час
Практический потолок – 5 940 метров
Дальность полета – 1000 км.
У-2 (По-2)
С 1932 года
Один из самых массовых в производстве самолетов. В модификациях самолет У-2 был использован как пассажирский, транспортный, санитарный и сельскохозяйственный самолет, а в годы войны как самолет связи и ночной бомбардировщик. У-2 мог совершать взлет и посадку на самых малых аэродромах и даже на неподготовленных площадках. В июле 1944 года У-2 был переименован в ПО-2 в честь конструктора Поликарпова. Самолеты У-2 в начале 30-х годов прошлого века приземлялись в Омске по делам специального назначения, а в годы войны именно на этих самолетах улетели на фронт летчики Омского аэропорта и 259 летного отряда. В послевоенное время самолет связывал областной центр и районы Омской области.

Характеристики:
Разработчик – ОКБ им. Н.Н. Поликарпова
Экипаж – 2 человека
Длина самолета – 8,17 метров, размах крыла – 11,4 метров
Максимальная скорость на высоте – 138 км/час
Практический потолок – 4 350 метров
Дальность полета – 400 км.
К-5
С 1936 года
Еще один пассажирский самолет, который доставлял омичей по районам области. В газете «Омская правда» от 5 июня 1936 года говорится, что «с 1 июня установлено ежедневное пассажирское сообщение по авиалинии областного значения Омск – Тара. На этой линии курсируют три самолета П-5 и один закрытый семиместный пассажирский самолет К-5. Путь Омск – Тара покрывается за 1 час 20 минут».

Характеристики:
Разработчик – ОКБ им. К.А. Калинина
Экипаж – 2 человека, пассажиров – 8 человек
Длина самолета – 15,7 метров, размах крыла – 20,5 метров
Максимальная скорость на высоте – 154 км/час
Практический потолок – 4 450 метров
Дальность полета – 820 км.
Ш-2 (Летающая лодка)
С 1941 года
Первый советский серийный самолёт-амфибия конструкции В.Б. Шаврова. Всего в 1932—1934 годах было выпущено 270 машин, после чего их производство прекратилось. Однако с началом Советско-финской войны, когда образовалась необходимость наличия малого гидросамолета для оперативной связи в войсках, вывоза раненых и т. п. в условиях болотистой местности и большого количества рек и озер, списанные Ш-2 вернулись в строй. Под руководством В. Ф. Рентеля была проведена модернизация проекта — новые самолеты получили двигатель М-11Д, улучшенные амортизаторы моторамы, контрподкосы и др. В приказах Омского аэропорта этот тип воздушного судна упоминается в период с 1941 по 1951 гг.

Характеристики:
Разработчик – ОКБ им. В.Б. Шаврова
Экипаж – 1 человек, пассажиров – 2
Длина самолета – 8,2 метра, размах крыла – 13 метров
Максимальная скорость на высоте –
Практический потолок – 4 140 метров
Дальность полета – 500 км.
Самолеты военного времени
С 1943 года
В июне 1943 года Приказом НКО СССР была создана воздушная магистраль Москва – Уэлькаль. В Приказе говорится следующее: «Командующему ВВС Красной Армии передать в состав магистрали Москва — Уэлькаль аэродромы ВВС Муром (Савослейка), Свердловск (Кольцово), Омск, Новосибирск (Толмачево) со всеми аэродромными сооружениями на них. Командующему ВВС КА призвать на действительную службу личный состав, состоящий на службе в аэропортах».

Так Омский аэропорт вошел в состав стратегически важной воздушной трассы в статусе военного аэродрома. Авиатехники обслуживали самолеты Ли-2, Си-47, Ш-2, По-2, «Боинг», «Бостон», легкие истребители «Кобра», «Юнкерсы». Бывало, что в нелетную погоду на аэродроме базировалось до 25 самолетов в день. Зимой самолеты обслуживались даже в 40-градусные морозы. Но отставаний от графика не было.

На фото – самолеты Ли-2. Этот тип воздушного судна базировался в Омском аэропорту с 1946 по 1975 год.
Ил-12, Ил-14
С 1946 года
В 1946 году в Омском аэропорту производилось техническое обслуживание транзитных самолетов Ил-12, в 1947 году на них начали выполняться регулярные рейсы. С 1950 года начали летать самолеты Ил-14. С этого времени в Омском аэропорту была введена четырехсменная работа для обслуживания таких больших пассажирских самолетов. Он вмещая 5 членов экипажа и 36 пассажиров.
Як-12
С 1955 года
Сразу после войны ОКБ А. С. Яковлева начало проектировать легкий самолет многоцелевого назначения, который пришел бы на смену устаревшему По-2 и мог перевозить пассажиров, почту, грузы на коротких местных линиях. В 1946 году самолет прошел испытания и был отправлен в массовое производство. В Омский аэропорт первые три Як-12 поступили в 1955 году. Всего в омском авиапарке было 8 таких самолетов. Они эксплуатировались вплоть до 1974 года.
Ан-2
С 1954 года
Знаменитые советские «кукурузники» Ан-2 впервые вошли в авиапарк Омского аэропорта весной 1954 года. Всего в Омском аэропорту эксплуатировалось более 80 самолетов Ан-2 – какие-то списывались, на смену им приходили новые. К середине 80-х годов из Омского аэропорта летали более 50 Ан-2. Самолеты выполняли пассажирские и грузовые перевозки, санитарные задания, аэрофотосъемку, лесопатрулирование. Особо хотелось бы отметить роль Ан-2 в участии в авиационно-химических работах на полях страны. Обработка полей с воздуха проводилась омскими летчиками не только в нашем регионе, но и по всему Советскому Союзу. Больше всего было обработано в 1985 году – 664 000 га. В 1957 году руководители аэропорта, летчики и авиатехники награждены медалью «За освоение целинных земель».

Полюбоваться на один из самых популярных самолетов советского авиапрома омичи могли в 2024 году, когда был возобновлен рейс Омск – Усть-Ишим.
Вертолеты Ми-1, Ми-2
С 1957 года
В конце 50-х в Омском аэропорту появляется вертолетная авиационная техника. Вертолеты приходили в контейнерах, собирали первые экземпляры под контролем представителей завода. Вертолеты Ми-2 начали эксплуатироваться в Омском аэропорту с 1976 года.
Ан-24, Ан-26
С 1970 года
В мае 1970 года в Омске получает постоянную прописку турбовинтовой самолет Ан-24. Были открыты рейсы в Сургут, Нижневартовск, Павлодар, Караганду, Ташкент, Сочи, Челябинск, Волгоград, Красноярск и другие города. Выполнялись рейсы и в районы Омской области. Самолеты Ан-26 начали эксплуатироваться в Омском аэропорту с 1976 года. В 80-х годах омские летчики работали на Ан-26 в Эфиопии.


Ту-104
С 1956 года
Самолет Ту-104 — мировой лидер и первооткрыватель массовой эксплуатации реактивных самолетов в гражданской авиации. В сентябре 1956 года в Омске впервые совершил посадку пассажирский советский реактивный самолет Ту-104, следовавший по маршруту Москва – Омск – Иркутск. Это была первая в мире линия регулярных пассажирских авиаперевозок на реактивном самолете. Омск являлся не только ее центром, удобным транзитным узлом единого общегосударственного перевозчика «Аэрофлота», но и центром производства самых передовых на тот момент самолетов гражданской авиации. Ту-104 выпускался на омском заводе №166, который сегодня нам известен как производственное объединение «Полет». Всего до 1960 года в Омске было собрано 65 машин серий Ту-104 и Ту-104А.

Сложная техника потребовала по-новому организовать процесс технического обслуживания. ИАС была преобразована в линейную эксплуатационную ремонтную мастерскую (ЛЭРМ). Изменения были произведены и в управлении воздушным движением. Были организованы подразделения летной службы и движения, которую возглавлял заместитель командира объединенного авиаотряда. Было введено временное руководство по эшелонированию, начал осваиваться метод непрерывного радиолокационного контроля за полетами реактивных самолетов от взлёта до посадки.

Ту-154
С 1972 года
Первый рейс на самолете ТУ-154 по маршруту Внуково – Омск – Внуково был выполнен 10 апреля 1972 года. Омским экипажем –
1 января 1977 года по маршруту Омск - Москва - Томск -Москва - Омск. А 22 июля 1993 года на Ту-154 был выполнен первый международный рейс по маршруту Омск – Оренбург – Ганновер. После образования в 1994 году ОАО «Авиакомпании «Омскавиа» путем выделения из Омского объединенного авиаотряда, перевозчику перешли 4 самолета Ту-154Б, затем авиакомпанией было приобретено 10 самолетов Ту-154М. Вначале это было сделано для полетов в Германию, затем экипажи «Омскавиа» работали в Иране.

Современный этап
Дата, когда Омский аэропорт принял первый самолет иностранного производства, зафиксирована в приказе Федеральной авиационной службы России от 17 июня 1996 года. В нем говорится, что с 17 июня аэропорт Омск (Центральный) после успешно выполненного технического рейса авиакомпании «Трансаэро» допущен к приему самолетов Boeing 737-200. В дальнейшем Омский аэропорт продолжил наращивать мощности для приема и обслуживания иностранной техники.

Так, в 2011 году были введены в строй новые рулежные дорожки и места стоянок, что позволило снять ограничения по режиму эксплуатации при обслуживании целого ряда воздушных судов: Вoeing-737 (200, 300, 400, 500, 700, 800), Вoeing-757, Аirbus-319-100, Аirbus-320-214. В этом же году аэропорт был допущен к приему самолетов CRJ-200, Ан-148, Еmbraer-120.

В 2014 году Омским аэропортом были получены допуски на прием самолетов Boeing-767 двухсотой и трехсотой модификации, а также Boeing-767-300ER, благодаря чему аэропорт на тот момент мог обслуживать практически весь спектр этого типа воздушных судов. А в 2017 году Омский аэропорт получил сертификат соответствия на право выполнения технического обслуживания воздушных судов типа RRJ-95 (Sukhoi SuperJet 100), что позволило привлекать к сотрудничеству авиакомпании, эксплуатирующие данный тип ВС.

В начале 2025 года Омский аэропорт получил допуск на прием широкофюзеляжных самолетов Airbus A330, а также самолета Boeing-738 Max.

Сейчас в нашем свидетельстве значатся следующие типы ВС, которые Омский аэропорт может встречать и обслуживать: Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-148, Ил-18, Ил-76Т (ТД), Ил-114, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ту-204С, Ту-204-100, Ту-214, Як-40, Як-42, Аirbus-319-100/200, Аirbus-320-214, Airbus-321, Airbus-330, ATR-42, ATR-72, Boeing-737-200/300/400/500/700/800, Boeing-738 Max, Boeing-757, Boeing-767-200, Boeing-767-300/300ER, ВАе-125-700, ВАе-146-200, Embraer-120, Embraer-170, Embraer-190, Fokker-50, RRJ-95, CL-600-2B19 и другие типы ВС 3 и 4 классов, а также вертолеты всех типов.

Это настоящий воздушный флот! Омский аэропорт ежедневно встречает, обслуживает и провожает десятки самолетов. А за год в Омском аэропорту приземляются в среднем более 8 тысяч самолетов. Благодаря профессионализму экипажей самолетов, диспетчеров и сотрудников аэропортов воздушный флот России – это гордость нашей страны!

В материале использовались фотографии: из архива Музея истории Омского аэропорта, Георгия Зельмановича, газеты «Омскавиа», фотобанка Омского аэропорта.