Охотники за самолетами: интервью с руководителем Омского споттинг-клуба
Сегодня в нашей рубрике «Авиация» – интервью с руководителем Omsk Spotting Club (Омского споттинг-клуба) Максимом Гольбрайхтом. Споттеры – это фотографы, которые готовы снимать взлетающие и садящиеся самолеты в любое время суток, при любой погоде и в любом аэропорту мира. Увидеть их снимки можно как в социальных сетях, так и на страницах специализированных изданий. Как в Омске появились эти невероятно увлеченные люди, читайте в нашем интервью.
Максим, расскажи, как образовался Омский споттинг-клуб?
До моего переезда в Омск в 2012 году съемки авиации носили так называемый «неорганизованный» характер – чаще индивидуальные или съемки в группе 2-3 человека за пределами аэропорта. Официальные споттинги не проводились. В Казахстане, где я жил ранее, споттеры также снимали и индивидуально, и собираясь вместе, но были объединены сообществом Almaty Spotting Club. Их в таком качестве частенько приглашали на перрон снимать прибытие новых лайнеров, возили в пресс-туры, в том числе на авиапроизводства. Клуб – удобная форма, когда организатор может представить интересы целой группы фотографов, как в партнерстве с аэропортом, так и с авиакомпаниями и другими участниками авиасферы. Именно по такому сценарию я решил действовать в Омске. Днем рождения Омского споттинг-клуба мы считаем 9 апреля 2012 года, когда была создана страничка в ВК.
В эти годы активно действовала Всероссийская общественная организация «Молодая авиация», организовывая споттинги в городах России в рамках всероссийской акции «Авиация в объективе» с федеральной подсветкой к 90-летнему юбилею гражданской авиации. Тем, у кого есть фотоаппарат, представилась возможность запечатлеть святая святых авиации: внутреннюю жизнь аэропорта, взлетную полосу, диспетчерскую, посетить экскурсии в гостеприимных аэропортах страны, где можно было сделать фотографии самолетов прямо на перронах, а также увидеть рабочие места и уникальные объекты аэропорта. Споттинг становился новым увлечением.
Заручившись поддержкой лидера проекта Анны Поздняковой, от клуба было написано письмо в Омский аэропорт с предложением присоединиться к авиа-активности и провести первый официальный споттинг. Буквально, через дней 10 раздался неожиданный звонок из аэропорта. Генеральный директор Омского аэропорта (на тот момент Михаил Львович Берман) поддержал предложение – споттингу быть. Началась подготовка – выбор точек, времени, даты, заявки от фотографов, решение многих организационных вопросов – все было на тот момент впервые и ново – подобного опыта у Омска не было.
5 июня 2013 года в аэропорту Омск (Центральный) впервые прошла споттинг-сессия, участие в которой приняли двадцать пять фотографов не только из Омска, но и из других городов России — Москвы, Новосибирска, Тобольска. А мне посчастливилось представлять «Молодую авиацию» в Омске. Все участники отмечали хорошую организацию и радушие сопровождающих сотрудников. В их числе была и Галина Владиславовна Гавриш, которая и по сей день в любую погоду и время суток на съемках со споттерами в Омске.
Всероссийский споттинг от «Молодой авиации» охватил аэропорты Шереметьево, Домодедово, Емельяново, Пулково, Уфу, Сургут, Омск, Ульяновск, Казань, Иркутск, Ростов-на-Дону, Махачкалу, Сочи, Новосибирск. Участие приняли несколько тысяч человек, были сделаны десятки тысяч кадров, а работы участников акции «Авиация в объективе», в т.ч. и из Омска, были представлены в Москве на авиационно-космическом салоне «МАКС-2013» в салоне легендарного самолета Як-40.
Так 12 лет назад была положена традиция ежегодным летним споттингам. Первоначально съемки проводились раз в год, с 2015 года, кроме летнего споттинга, авиафотографов стали приглашать и на авиационные события – открытие рейсов, посещение новых типов самолетов и интересных бортов. А в январе 2020 года в тридцатиградусные морозы прошел первый двухдневдный зимний споттинг – дневной и утренний. Сегодня на таких мероприятиях – уже под 50 участников. Одна из гордостей: в 2019 году – в год 50-летия корпорации Airbus – нам удалось провести еще один специальный совместный осенний споттинг, на который прилетела Мария Шляхтова, руководитель департамента по связям с общественностью Airbus в России. Подобные совместные мероприятия для споттеров при поддержке одного из лидеров мирового авиастроения состоялись еще в Москве и Сочи.
Сколько сейчас человек в клубе? И как к вам можно попасть?
С появлением клуба стали активнее вестись социальные сети, появились первые участники, познакомились между собой, кто раньше снимал самолеты в одиночку. Первоначально это было 5-7 человек, сегодня активных участников –12-15. Это и школьники старших классов, студенты и люди, состоявшиеся в профессии – фотографы, работники сферы культуры, нефтехимии, железнодорожники, ювелиры, проектировщики, программисты и др. Появились и совсем юные ребята с хорошими камерами – такова нынешняя тенденция. За это время Omsk Spotting Club несколько раз обновился практически полностью. Кто-то стал авиатором, кто-то переехал, у кого-то поменялись интересы. Но есть и те, кто с самого основания. Участником клуба может стать любой человек – главное не быть равнодушным, любить авиацию, желание и время снимать, делиться творчеством, ну и иметь, конечно, соответствующую фототехнику.
В других регионах есть такие сообщества? Общаетесь ли вы с коллегами?
В период 2010-2020 гг. авиаспоттеры появились практически во всех крупных и не очень аэропортах – где-то единичные, где-то в формате Spotting Team. Стали проходить мероприятия, появились каналы, где публикуются анонсы подобных встреч. По мере возможности, времени и финансов авиафотографы их посещают – не только в России, но и Узбекистане, Киргизии, Беларуси и других странах, летают на международные авиашоу и авиасалоны. Это и возможность развиартуализироваться с коллегами, поснимать в новых локациях и иной траффик, чем есть в домашнем регионе. Кроме того, общение происходит и в социальных сетях, авиапабликах и каналах. Участники делятся информацией, когда летит что-то интересное или договариваются о прилете и совместных съемках в регионе. Споттинг – это люди!
Чем специфичен споттинг именно в Омске?
Пока не построен аэропорт Омск-Федоровка, главная специфика и необычность Омска – это аэропорт в городе, заход на посадку над центром, пробег по взлетно-посадочной полосе на фоне жилой застройки. В России не так много сегодня аэропортов с подобным «городским бэкграундом», а на фоне труб ТЭЦ получается вообще «индастриал» пейзажи.
Кроме сотрудничества с Омским аэропортом, Omsk Spotting Club также активно сотрудничает с учебными авиационными заведениями в Омске – колледжем гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского и авиационным колледжем им. Н. Е. Жуковского. Несколько наших фотографов – выпускники ОЛТУГи. Среди наших друзей – ПО «Мотор», занимающееся ремонтом Ан-2, аэродромы малой авиации Омской области – Камышино, Марьяновка, Калачево и Поповка им. Егора Летова. Именно на Поповке стало доброй ежегодной традицией проводить накануне споттинга в Омске-Центральном авиатусовку с возможностью не только пообщаться с единомышленниками, но и поснимать воздушные суда и полетать над Омском. В этом немалая заслуга владельцев аэродрома, радушных пилотов, там всегда просто отличная атмосфера. За что им большое спасибо. Приглашает Поповка фотографов и на прибытие кругосветок, на тренировки всероссийских поисково-спасательных отрядов «Лиза Аллерт» и «Ангел». Александр Анисимов и его коллеги, болеющие всем сердцем и отдающие всю душу, что бы ни происходило, сделали Поповку одним из лучших аэродромов региона – всесезонным, с асфальтной полосой, комфортным и благоустроенным для посетителей и летчиков. И развитие продолжается дальше!
На аэродроме Марьяновка мы часто встречаем День гражданской авиации в августе, на Калачево – снимаем соревнования пилотов на точность маршрута и приземления на самолетах малой авиации, на Камышино есть возможность поснимать в работе трудягу «кукурузник» – Ан-2 и парашютистов.
Какие точки для съемки в Омске самые интересные?
Пока аэропорт не перенесен за город – это при соответствующих курсах центр города, а также Птичья гавань, где самолеты пролетают, заходя на посадку, на минимальной высоте. Подобное место есть и в Сочи – с информационными стендами о самолетах, прилетающих в аэропорт, и бегущей строкой табло ожидающихся посадок.
Во многих странах поддерживается культура споттинга – строятся площадки для съемок в наиболее выгодных местах, в сетке заборов монтируются специальные отверстия под объективы, строится прочая инфраструктура, например, лавочки, навесы от солнца и осадков, туалеты, пункты питания. Мы придерживаемся общемировых тенденций, что споттеры – друзья аэропорта и авиакомпаний, споттинг – «ноу криминалити».
Какое время удачное для самых классных снимков?
В разное время года оно варьируется. Одно их любимых – это зимние солнечные дни, когда белый снег снизу подсвечивает брюхо самолета, летом – это красивый вечерний или утренний свет, или когда солнце хорошо ложится на фюзеляж самолета. Несомненно, летние и осенние пейзажи хороши, когда есть возможность снять самолет с привязкой к «зеленому фону», а также съемка после осадков – дождя или снега, когда самолет поднимает клубы взвеси – влаги или снежной пыли с взлетной полосы. Как говорит наш коллега из Москвы Алексей Черепанов, Омск – это город нескучного неба. И это действительно так. Небо в Омске потрясающее и меняющееся в разное время суток.
А на какую технику лучше снимать самолеты?
Тут у каждого свои предпочтения – зеркальные и беззеркальные камеры Nikon,Canon и др. Многие параллельно снимают видео на телефоны и гоу-про камеры. Для съемки на «зеркалки» и «беззеркалки» понадобятся объективы с различным фокусным расстоянием – от 18 мм до 300 (и более) мм. У кого-то они универсальные, у кого-то сменные, либо две разных камеры – для ближней съемки и снимков на больших фокусных расстояниях.
Какие самые любимые самолеты у споттеров, у тебя лично?
Как и у многих – это самолеты, уходящие в историю и все реже и реже встречающиеся в аэропортах, а также отечественная техника – гражданские самолеты Ту-134, 154, 204, Як-40 и 42, Ан-24 и 26, Ил-96, Сухой Суперджет. Надеемся, скоро будем и МС - 21 снимать Кроме того, это самолеты в необычных ливреях, а также мировая техника, уходящая в историю – McDonnell Douglas (MD), British Aerospace (BAE), Фоккеры и пр.
Итоги года подводить еще рано, но что хотелось бы особо отметить?
За календарный год запомнились встреча одного из первых рейсов Динамолета а/к «Белавиа», первый прилет в Омск Airbus A330 а/к «Северный ветер», открытие рейсов на Boeing-737 MAX 8 «Южного ветра» с водной аркой, визиты самолетов «NordStar» в хоккейной и минифутбольной ливреях, прилет «Джокеров» А330-300 и другие события. Из совсем недавнего – «Азимут» в новой ливрее, посвященной 100-летию аэропорта Минеральные Воды, и совсем редкий гость в Омске – Ан-24 «КрасАвиа», следовавший в Ульяновск на перекраску в новую ливрею.
Кроме съемок в Омске в этом году запомнился ежегодный авиафестиваль в Новосибирске на аэродроме Мочище «Вива Авиа». В этом году он длился два дня, здесь впервые выступили 5 пилотажных групп – «Русские Витязи», «Стрижи», «Барсы», «Первый полет» и местные летчики на Аэропрактах А22. На мероприятии присутствовали фотографы из Москвы, Краснодара, Абакана, Новосибирска, Омска, Перми и других городов. Запомнилась и поездка в Алматы – там прошло авиашоу «Небо Байсерке» и, конечно, же не обошлось без встреч и съемок в аэропорту с коллегами с Казахстана, которых не видел более 10 лет.
Если бы была возможность работать в авиации, кем бы ты хотел быть?
Конечно же, пилотом – это возможность не только посмотреть мир, но и увидеть красоту неба, закаты и рассветы. Сейчас многие пилоты ведут свои блоги, где делятся рабочими фото- и видео. Да и из кабины виды куда круче, чем из иллюминаторов пассажиров и бортпроводников.
Любишь летать? Есть любимые направления?
Несомненно. И тут – не главное куда, а главное, что на самолете, будь то небольшое воздушное судно и полет над Омском или лайнер побольше в размерах и в другой регион. Само ощущение полета, взлета и посадки. На перелетах более двух-трех часов интересно и попробовать авиационную еду из касалеток, томатный сок, вкус которого по особому ощущается рецепторами во рту в полете. Московский авиаблогер Артем Каширин даже придумал хэштег #культеды в самолете, делится своими историями и историями других пассажиров. Есть целые авиаканалы о еде на борту самолета – что, на каких рейсах и в каких компаниях подают.
А во время споттингов тебе удается пообщаться с экипажами?
Во время полетов очень редко, обычно на пресс-турах, а чаще всего удается на мероприятиях, когда встречаем рейсы на перроне или во время официальных споттингов. Тогда можно обменяться контактами, рассказать, где искать наши фото, узнать что-то интересное о рейсе из рассказа летчиков и бортпроводников.
Что для вас авиация?
Снимаете вы самолеты или нет, но авиация не оставляет равнодушным никого. Мы с восхищением смотрим на летчиков-асов пилотажных групп – «Стрижи», «Русские Витязи», «Барсы», «Русь», «Первый Полет» и других, «залипаем» у окон терминала, ожидая посадки на рейс, оборачиваемся и поднимаем голову, когда слышим в небе звук самолета или вертолета, фотографируемся у лайнера на посадке у трапа, снимаем видео взлетов и посадок. Все это делает нас частичкой огромного мира авиации. Желаю всем чистого неба, удачных путешествий, безопасных полетов, отличного настроения и, как говорит Артем Каширин, «Не забывайте смотреть на Небо!».
Благодарим за интервью. Отличных вам снимков!
Всем авиафотографам я желаю красивых локаций, удачных кадров, интересных самолетов и запоминающихся встреч с единомышленниками.
В интервью использованы фотографии Максима Гольбрайхта, Сергея Белобородова, Анны Рейнгольд, Евгения Приходченко, Екатерины Шуммер, Ирины Косинцевой, из социальных сетей Omsk Spotting Club.